Лишение прав за «шторки» на госномере, двойные штрафы за парковку, электронные ОСАГО и разоблачение лихачей
«Татар-информ» публикует шесть интересных новшеств для водителей.
Меры административной ответственности будут усилены в отношении водителей, намеренно скрывающих госномера под «шторками» или грязью, любителей объезжать пробки по обочинам, а также парковщиков-нарушителей. Неприятные новости ждут водителей, спровоцировавших ДТП и покинувших на непострадавших авто место аварии, а вот для любителей ксенона сделано послабление. Опубликовано новое постановление пленума Верховного Суда РФ, документ, которым будут руководствоваться суды при рассмотрении спорных дел. О новшествах «Татар-информ» рассказал юрист ФАР РФ в РТ Владлен Копвиллем.
Двойной штраф за неправильную парковку
Начнем с интересного новшества, касающегося парковки. Если машина припаркована, к примеру, в неположенном для парковки месте, а еще заехала двумя колесами на газон, то водителя можно оштрафовать дважды: за парковку в неположенном месте и парковку на зеленой зоне.
«По правилам запрещено парковаться не только под запрещающим знаком, но и там, где ширина проезжей части меньше трех метров. По сути дела это все наши дворы. Где же парковать автомобиль? Согласно 209-й статье Гражданского Кодекса РФ, собственник автомобиля несет бремя ответственности за свою собственность. Поэтому где парковать автомобиль – проблема собственника», – поясняет автоюрист.
За зеленую зону водителя должны штрафовать сотрудники муниципалитета, а за нарушение правил парковки – сотрудники ГИБДД. Можно лишь теоретически предположить, что сотрудники ГИБДД и Административно-технической инспекции (АТИ) скооперируются, чтобы вместе ездить и выписывать штрафы. Однако на практике это маловероятно, но все-таки двойной штраф – это не фантастика.
«Какой-нибудь народный инспектор может сделать такую фотографию и прислать ее сразу в оба ведомства. Если он пришлет фотографию в АТИ и ГИБДД, то автовладельцу действительно могут выписать два штрафа. Теоретически такой вариант возможен, будет ли он исполнен на практике – покажет время», – комментирует Копвиллем.
Согласно пленуму Верховного суда РФ, нарушение правил стоянки на тротуаре как элементе дороги, предназначенном для движения пешеходов и примыкающем к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенном от них газоном (пункт 12.2 ПДД РФ), образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 статьи 12.19 КоАП РФ. В то же время, если машина находится на газоне, детской площадке и других объектах благоустройства, административная ответственность за указанные нарушения может быть установлена законами об административных правонарушениях конкретного субъекта.
При размещении транспортного средства одновременно на тротуаре и газоне (ином объекте благоустройства) действия водителя транспортного средства (при фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) подлежат квалификации как по части 3 статьи 12.19 КоАП РФ, так и по соответствующей норме закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, если такая ответственность им установлена», – сказано в постановлении.
Езда по обочинам
Собеседник «Татар-информ» отметил, что езда по обочинам была запрещена и ранее решением Верховного суда РФ от 2015 года. Он вспомнил случай из судебной практики, когда водитель поворачивал налево и увидел, что его пропускает «КАМАЗ». Другой водитель в это время ехал за «КАМАЗом» по обочине и произошло столкновение. Одного участника ДТП оштрафовали за езду по обочине, а другого сделали виновным в ДТП, поскольку он не уступил дорогу машине, которая имеет преимущество. Водителю пришлось дойти до Верховного суда РФ, чтобы доказать, что он не виновен. Подобные обстоятельства прописаны в документе.
«У меня было несколько судов в Казани, когда человек ехал по полосе для общественного транспорта, а другой поворачивал, где положено, направо. Происходило столкновение, приезжали сотрудники ГИБДД. Одного штрафовали за то, что он ехал по полосе для общественного транспорта, а виновным в ДТП делали другого. В первый раз мне пришлось дойти до Верховного суда РТ. Потом районные суды и сами сотрудники ГИБДД приняли решение в пользу моего клиента: виноват тот, кто ехал по автобусной полосе. Принцип такой: его там не должно было быть. Верховный суд РТ решил, что если траектории пересекаются, никакого преимущества у того, кто едет с нарушениями, нет», – рассказал Копвиллем.
В опубликованном документе сказано, что при квалификации действий водителя по ч.2 статьи 12.13 или ч.3 статьи 12.14 КоАП РФ необходимо учитывать, что преимущественным признается право на первоочередное движение транспортного средства в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения, которые не должны начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить участников движения, имеющих по отношению к ним преимущество, изменить направление движения или скорость (пункт 1.2 ПДД РФ).
«Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается (по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу», – отмечено в постановлении пленума.
Сокрытие госномеров
Намеренное сокрытие госномера автомобиля – цифры или буквы под тряпкой, компакт-диском, бумагой стало распространенным явлением среди парковщиков в центре Казани. Водители скрывают номера от камеры, чтобы не платить за парковку. Из опубликованного документа следует, что за нечитаемые или грязные государственные регистрационные знаки автолюбители могут лишиться прав.
«Люди закрывают номера разными способами. Студенты приезжают в свои вузы в центр города и, чтобы не платить за парковку, закрывают номера. Если раньше это трактовалось по одному, то сейчас это будет трактовать по-другому. В статье 12.2 КоАП РФ есть две части – первая и вторая. Одна часть предусматривает неумышленное нарушение, по ней штраф составляет 500 рублей. Другая часть – умышленная, по ней размер штрафа составляет 5 тысяч рублей либо лишение на срок от 1 до 3 месяцев. На практике в разных регионах было по-разному. В Татарстане в основном штрафы выписывали в размере 500 рублей. В Москве и в Московской области выписывали штрафы в размере 5 тысяч рублей или было лишение. Теперь наказание будет однозначно», – прокомментировал Владлен Копвиллем.
Юрист рассказал, что недавно к нему обращался клиент, который на автомойках требует не чистить номера машины. Одна цифра на номере его авто чистая, а остальные грязные. Эксперт утверждает, что это умысел и в подобных случаях нужно лишать прав. Таким водителям теперь грозит лишение прав на срок до трех месяцев. Что касается сокрытия номеров на парковках, то и с этим можно бороться.
Насколько я знаю, на парковках введены специальные люди, которые ходят и смотрят. Они могут снять закрывающие госномера предметы. В таком случае нарушителю грозит два штрафа: за неуплату парковки и за сокрытие номера. Если у машины сняты номера, то, конечно, тут уже ничего не докажешь. Я считаю, что в таких случаях машину нужно эвакуировать. Тогда владелец сам появится», – сказал он.
Конечно, на дорогах бывает, что номера пачкаются, и в этом нет злого умысла. К примеру, в условиях непогоды легковой автомобиль едет следом за «КАМАЗом». Номер становится грязным, машина въезжает в город и ее останавливают сотрудники ГИБДД. В таком случае водитель должен доказать, что это был случайно. За такое нарушение выносится предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Умысел должны доказывать уже сотрудники ГИБДД.
«Видоизмененным является выданный на данное транспортное средство государственный регистрационный знак, в который были внесены изменения, искажающие нанесенные на него символы либо один из них (например, путем заклеивания), либо государственный регистрационный знак, способ установки которого препятствует его прочтению и идентификации (в частности, путем переворота пластины государственного регистрационного знака)», – прописано в постановлении.
В качестве устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, в документе расцениваются различные механизмы, приборы и приспособления: шторки, электромагниты, листы бумаги, картон, листва, грязь, снег.
«Доказательством использования тех или иных устройств (материалов) в указанных целях может выступать, например, произведенная уполномоченным должностным лицом в ходе выявления административного правонарушения видеозапись (фотографии), которая приобщается к материалам дела об административном правонарушении и подлежит оценке по правилам статьи 26.11 КоАП РФ», – сказано в постановлении.
Послабление для любителей ксенона
Самовольная установка дополнительного освещения или нештатных ксеноновых ламп на передней части автомобиля запрещена. Однако лишение прав за такое нарушение теперь может иметь место только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы таких приборов требованиям, указанным изготовителем в эксплуатационной документации (часть 3 статьи 12.5 КоАП РФ). В случае несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, действия нарушителя могут быть квалифицированы по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.
В Татарстане по ксенону были очень большие гонения где-то в 2009 году, тогда такое нарушение каралось вплоть до лишения. Сейчас пленум сказал, что лишать нельзя, предусмотрен только штраф в размере 500 рублей. Для водителей это послабление», – считает Копвиллем.
Пленум поясняет, что под установкой световых приборов или световозвращающих приспособлений на передней части транспортного средства понимается их размещение, при котором источник света обеспечивает освещение пространства перед транспортным средством по ходу его движения. Например, такие приборы или приспособления могут быть установлены на переднем бампере, под решеткой радиатора, под ветровым стеклом и т.п.
Лихачи, остановитесь!
Лихачи, шныряющие из ряда в ряд на повышенной скорости и провоцирующие таким образом аварии, не остались без внимания в постановлении пленума ВС. Даже если автомобиль нарушителя не получил повреждений, скрывшегося с места происшествия водителя могут все равно найти и привлечь к ответственности.
«Представьте ситуацию из судебной практики: один водитель на авто выскочил на перекресток, а другой вывернул руль и воткнулся в дерево. Чтобы избежать ДТП с одним участником, он совершил такой неудачный маневр. В данном случае сотрудники ГИБДД решили, что второй участник не справился с управлением и врезался в дерево. В любом случае, чтобы доказать виновность первого водителя, нужен видеорегистратор. Тогда будет видно, что потерпевший водитель, чтобы не врезаться в одну машину, врезался в другую, пешехода, дерево или столб. Хоть в данном случае и не было столкновения с автомобилем виновника, его привлекут за покидание места ДТП по ч. 2 статьи 12.27 КоАП РФ, а это – серьезное нарушение», – говорит Копвиллем.
Автоюрист рекомендует пользоваться видеорегистраторами. Ведь даже если пострадавший в ДТП водитель запомнит номер машины, покинувшей место аварии, доказать ее причастность он не сможет. В документе четко прописано, что даже если не было касания, водитель не должен покидать место ДТП.
«Это будет большое новшество для сотрудников ГИБДД и для многих водителей. ДТП часто происходят из-за того, что кто-то кого-то подрезает. Виновник происшествия, из-за которого все случилось, уезжает с места и потом говорит: «А я здесь не причем». Если есть видео, проблем с доказательством не будет», – добавил юрист.
Также прописано, что к административной ответственности по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ может быть привлечен водитель транспортного средства, допустивший нарушение ПДД РФ, которое стало причиной ДТП с участием других транспортных средств, вне зависимости от того, вступило ли управляемое им транспортное средство в механическое взаимодействие с другими машинами, людьми или объектами. При этом имеется в виду, что водитель знал о факте аварии, но умышленно оставил место ДТП.
Копию электронного ОСАГО возить не обязательно, но желательно
В пленуме ВС также сказано, что если страховой полис был оформлен в виде электронного документа, «непредъявление его водителем уполномоченному должностному лицу не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.3 КоАП РФ». Отсюда следует, что возить копию электронного ОСАГО с собой не обязательно. Однако так поступать водителям собеседник «Татар-информ» все же не советует.
«Когда вы получаете электронный вариант ОСАГО, кто вам мешает его распечатать и возить с собой в бардачке? Интернет ловит не везде. Предположим, водителя остановили на трассе, где интернет не ловит. Как он докажет, что у него есть электронный полис ОСАГО?» – говорит Копвиллем.
Пленум ВС РФ – собрание всех судей Верховного суда России. Данный орган правосудие не осуществляет, но обеспечивает правильное и единообразное применение законов судами, дает разъяснения и толкования норм права посредством принятия постановлений. Стоит отметить, что текст вышедшего документа весьма емкий и в нем затрагиваются разные спорные аспекты из судебной практики.
Автор материала: Наталья Рыбакова
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на Telegram-канал «Менделеевские новости»
Нет комментариев